Север 2018

Дата Автор ZserGОставить комментарий

Автор: Иринка & ZserG

Вводная: Посетили 4 страны: Россия, Норвегия, Швеция, Финляндия

Посетили Нордкап и Лофотены.

Испытали на себе, что такое полярный день.

Видели моря: Белое, Баренцево, Норвежское.

Участники: Сергей (ZserG), Иринка, сын Максим, дочь Анастасия

Пробег: 10 700 км

Север 2018

Идея поехать на Север появилась у нас давно, но реализация все время откладывалась, по разным причинам. Наконец, ближе к майским праздникам было решено попытать счастья. Привели в порядок Logan с пробегом в 148 000 км, на всякий случай взяли цепи противоскольжения (как  оказалось, зря), теплойды (как оказалось, совсем не зря), спальники, и оделись потеплее.

1 день (30.04.2018)

Карта

 Челябинск - Кунгуры

[свернуть]

Выдвинулись в сторону Екатеринбурга. Исходно предполагали ехать в другие даты, но именно в этот день рядом с Екатеринбургом проводились гонки на выживание.

Казалось бы, что сложного проехать 200 км, по известной трассе, но не тут-то было. Через 100 км машина начала при наборе скорости рычать как гопмобиль.

В г. Арамиль заехали в сервис, сняли выхлоп. Вердикт: прогорела прокладка, установленная месяц назад, надо менять. Попытка установить похожую прокладку не самыми прямыми руками сервисменов закончилась обломом болта, с последующим его высверливаем, нарезанием новой резьбы и поиском другой прокладки. Все это заняло 4 часа, а результата не было — рык при нажатии на педаль газа остался и даже басовитее зазвучал, давая нам ощутить себя не за рулем Логана, а за штурвалом Мессершмидта.

В то время как Сергей развлекался с машиной, Иринка с детьми пешком ушли смотреть гонки на выживание. По сравнению с теми гонками, что проходили в 90-е в Челябинске, эти были больше похожи на тренировочные заезды. Однако детям понравилось — такого они еще не видели. Машины бились между собой, рычали и выглядели достаточно необычно. Сергей, больше всех рвавшийся на гонки, до конца заездов проторчал с машиной, и посмотреть ему удалось лишь на покидавших поле участников.

Потрепанные в Арамиле, стараясь не разгоняться динамично и не раскачивать двигатель, доехали до г. Кунгур. Вечером погуляли по нему пешком, посмотрели центр — благо, город небольшой, ходить много не пришлось. Что сказать? Неплохая набережная, красивые, но облезлые церкви, чарующий вид на реку, a вокруг запустение, загнивание и какая-то безысходность. Бараки, в которых все еще живут люди и грязь. Проживать в Кунгуре желания у нас  не появилось.

 

2 день (01.05.2018)

Карта

 Кунгур - Киров

[свернуть]

Рано утром отправились в Кунгурские пещеры, и успели на самый первый заход. Экскурсии здесь строго по часам, и от часа к часу разнятся: с лазерным шоу, с элементами экстрима (группа сходит с бетонированной тропинки на камни и грязь). Пещеры, безусловно, красивы: блеск льда и снега, красивые озера, чистейший воздух, оригинальная светодиодная подсветка. Максим прошел маршрут в 2 км сам, а Настеньку приходилось периодически нести. Очень понравилось, когда в пещере полностью отключили свет — очень необычное ощущение кромешной мягкой,  укутывающей и всепоглощающей тьмы. Детям также запомнилось лазерное шоу,  с говорящей летучей мышью. В общем, пещеры очень рекомендуем к посещению, хоть с детьми, хоть без. Может, и клад Степана Разина найдется — по преданию, он где-то в этих пещерах, как раз в них однажды зимовало его войско. 

Дальнейший путь лежал в г. Киров, через Пермь. Сама по себе дорога неплохая, фур мало, а вокруг лишь тайга и лес, деревень и заправок практически нет. Местами дорога сильно разбита лесовозами, которых тут достаточно много. Создается впечатление, что Кировчане решили вырубить весь лес у себя в области. Таких массивных вырубок ранее не видели.

3 день (02.05.2018)

Карта

 Киров - Вологда

[свернуть]

Осмотрели Киров (он же Вятка). Видно, конечно, что город с большой историей: тут в изобилии исторические купеческие дома, небольшая пешеходная улица, музеи. Но до 10 утра город спит, на улице в центре только похмельные мужики, одиноко спешащие на работу люди и редкие машины. Вообще нас удивило то, как много здесь выпивших людей. Возможно, это связано с праздником 1 Мая, но и утром и вечером выпивших встречалось намного больше чем в Челябинске. При этом, кстати, они выглядят не так агрессивно, как наши.

Попробовали  Вятский квас — а как же? Неплох, по меньшей мере, он намного лучше  Челябинского сделанного из газировки.

Слоняясь по городу в ожидании открытия музея космонавтики, от скуки зашли в музей мороженого, но, не смотря на то, что он работает с 9 утра, первая экскурсия запланирована только в 10 утра, и то по записи. А к этому времени мы хотели уже быть в музее авиации и космонавтики им. К. Э. Циолковского, ведь именно из-за него мы до сих пор не покинули Киров. 

Музей космонавтики нам очень понравился: здесь много экспонатов, хорошее оформление залов, в одном из которых демонстрируют интересный фильм о планетах, показывая его на полу и стенах, так что создаётся впечатление, что ты сам путешествуешь на космическом корабле, между планетами и галактиками.

В целом, Киров произвел впечатление красивого, но обветшалого уездного города, спокойного и сонного.

Следующей по маршруту была Вологда. Но дорогу до нее мы выбрали не совсем популярную — мы ж по северам путешествуем, зачем нам простые маршруты? Дорога до Шарьи была просто отличная, без кочек и пустая. А дальше развилка: на Нижний Новгород и Москву, или строго на север. И так, и так можно приехать в Вологду, но мы же легких путей не ищем! В общем, от Шарьи до Вологды (560 км через Тотьму) дорога ужасна, это просто какая-то катастрофа и кошмар. Дорога идет через мертвые деревни, радио ловит только ОРТ и то не везде. По ОРТ, дополняя атмосферу, транслируют радио-версию какого-то сериала про военное время. По пути пейзаж гармонично дополняют расколотые надвое дома, топи, болота.

Начиналась она, конечно, достаточно терпимо, постепенно становясь хуже. В какой-то момент была шальная мысль повернуть на нормальную трассу, но мы решили уточнить у местных,  как дорога дальше. Из местных нам попался жуткого вида лохматый калдырь, который на вопрос «дальше дорога вся такая?», ответил: «а эта тебе чем плоха? До Спасского такая…». Спасское мы не видели до самой Вологды. Зато вскоре дорога стала такая, что если видишь знак плохая дорога и ограничение до 20 км, то оттормаживаешься практически до нуля не думая, т. к. это значит что впереди или нет асфальта или яма, в которую и Камаз провалится. Периодически приходится ехать по обочине или рядом с дорогой. А в голове звучит Черный Кофе — Владимирская Русь.

Владимирская русь

Деревянные церкви Руси,
Перекошены древние стены.
Подойди и о многом спроси,
В этих срубах есть сердце и вены

Заколочено накрест окно,
Молчаливо убого убранство,
Но зато старым стенам дано
Мерить душу с простым постоянством

Левитан оставался один,
Если кисть замирала в застое.
И тогда среди многих картин
Вдруг рождалась «Над Вечным Покоем»

На холсте небольшая деталь:
Церковь старая на косогоре,
И видна необъятная даль
На былинно-бескрайнем просторе

Старорусский народный обряд,
Неподкупная гордость людская:
Деревянные церкви стоят,
Это жизнь без конца и без края

Деревянные церкви Руси,
Перекошены древние стены.
Подойди и о многом спроси,
В этих срубах есть сердце и вены

Есть! Есть сердце, сердце и вены!

[свернуть]

В общем, если кому надо из Кирова в Вологду, не надо там ехать. Нервы и подвеска целее будут.

Как начинается Вологодская область, дорога становится немного лучше, но после Никольска и до Тотьмы  — снова все очень плохо. Зато в Тотьме можно перевести дух и полюбоваться очень хорошим видом с моста. А также здесь есть часть ПВО — это единственное, что понравилось на этой дороге. От Тотьмы до М8 дорога становится лучше, ну а М8 — это ж просто взлетная полоса! Песня! Не повторяйте наши ошибки, не надо ехать по трассе Шарья ‑ Тотьма ‑ Вологда.

4 день (03.05.2018)

Карта

 Вологда - Вытегра - Пудож

[свернуть]

С утра первым делом осмотрели Вологду. Симпатичный и очень приятный город. Красивый и компактный кремль, отличный вид с колокольни. Здания, конечно, несколько обшарпаны, но ощущения тоски и безнадеги это не вызывает, а только добавляет колориту. Погуляв по центру города, отправились в сторону Карелии, продвигаясь все ближе к основной цели нашей поездки.

По Карелии решили ехать по дороге, которой нет на части карт — по восточном берегу Онежского озера, через Пудож. Дорога там есть, и она очень хорошая.

Трасса от Вологды до Вытегры отличная, хотя и заправок маловато. Встречаются покинутые деревни, а населенных пунктов практически нет. Вокруг тайга, более густая, чем в предыдущие дни, но принципиально не отличающаяся. Вдоль дорог начинает появляться снег и мох.

Через 300 км по тайге трасса идет рядом с Волго-Балтийским каналом. Очень непривычно видеть посреди тайги выплывающие из-за сосен сухогрузы класса река-море (длиной до 140 метров).  Еще больше удивила детей подводная лодка Б-440, стоящая в г. Вытегра. Ведь до ближайшего моря большее 300 км по прямой. Большая часть отсеков лодки сохранена полностью, остальная часть музейные комнаты. Зайти и посмотреть можно за очень скромные деньги.

Ещё в Вытегре находится  Шлюз № 1 Волго-Балтийского канала. Здесь нам немного повезло, и мы посмотрели, как происходит шлюзование сухогруза. Максим промерз, но отходить отказывался. На наших глазах шлюз наполнили водой, туда заплыл сухогруз, за ним ворота закрыли, спустили воду, открыли выпускающие ворота и сухогруз проплыл под нами.

Следующими по плану шли петроглифы на Бесовом носу. С трассы надо было отъехать всего 20 км. Но уже через 4 км к нам пришло понимание, что на Логане туда не проехать. Никак. Даже с нашим опытом шароханья по разным не очень проезжим местам. Местные же хотели за доставку 2000 рублей. Учитывая, что у нас было запланировано еще 3 места с петроглифами, то мы решили не тратить время и деньги, и поехали на ночевку в Пудож.

Пудож теперь для нас имя нарицательное. Богом забытый городок без уличного освещения, с разрушенными бараками и стертыми в пыль улицами. С алкашами, которые тусуются у центрального магазина рядом с цыганами. Он включен в список моногородов РФ с наиболее сложным социально-экономическим положением. Гостиница была городу под стать. Тем не менее, в этом городе мы добровольно ночевали дважды. Объясняется данный акт двойного мазохизма тем, что ночевать в тайге совсем нет желания, а в ближайшем Медвежьегорске цены рассчитаны не на путешественников из регионов.

В Пудожи уже ощущалось дыхание севера, пришлось доставать зимние вещи.

5 день (04.05.2018)

Карта

 Пудож - Медвежьегорск - Беломорск

[свернуть]

Покинув Пудож, через несколько километров, увидели указатель ‑ Онежские петроглифы 25 км. Свернули, проехали указанное расстояние по убитой дороге, и попали … в Шальский промышленный порт. Посмотрев на погрузку судов и узнав, что до петроглифов еще идти 1.5-2 часа, развернулись и, не солоно хлебавши, поехали обратно.

Трасса пустынная и красивая: речушки, хвоя, топи, необычные церкви в городках. Камни, из которых экскаваторщики делают пирамиды и телеграфные столбы, укреплённые бревнами и камнями.

По пути заглянули в Медвежьегорск, который запомнился большой колонией-больницей и школой, похожей на исправительное учреждение.

Как отъехали от Онежского озера километров на 30, резко похолодало (вот оно влияние озера), снег уже лежал везде. На трассе появилась наледь. Ехать на летней резине, которая до этого проехала уже более 50 000 км, было не очень комфортно. Местами природа сильно напоминала Уральскую, но в зимнее время. Повсеместно встречались замерзшие озера и величественные реки, а особенно величественно смотрелись ледяные болота, иногда уходящие за горизонт. Вот так за пол часа мы переехали из весны в зиму.

Километров за 50 до Белого моря на улице снова потеплело. Снег местами растаял, болота  стояли уже без ледяной корки. По сути, снег остался только в лесу.

Мы уже писали, что вся трасса от Вологды на Мурманск через Пудож очень хороша в плане покрытия, но как только мы повернули к Беломорску, дорога резко испортилась. Впрочем, это отчасти компенсировалось прекрасными видами реки Нижний Выг. Но особо любоваться нам было некогда, ибо нужно было успеть в Беломорск до 17 часов, т.к. в это время закрывался музей  Беломорских петроглифов. Тогда мы ещё не знали, что музей находится в городе, и там есть только рисунки и фото петроглифов. Сами камни расположены на отдалении от города.

Повернув с дороги на Беломорск по указателю на петроглифы, мы попали на занесенную снегом дорогу. Тут нам достаточно было проехать лишь 500 метров, чтоб понять, что надо или надевать цепи, или разворачиваться – дорога была занесена снегом.  Иринка позвонила в музей, узнать дождутся ли они нас. Тут-то мы и выяснили, что сами петроглифы и музей — это не одно и то же, и что петроглифы на улице сейчас недоступны т.к. находятся под снегом, дорогу замело, а мост через протоку вообще смыло. Ни пройти, ни проехать. Можно только посмотреть фотографии у них в музее. Петроглифы уходили от нас уже в 3-й раз. В отчаянии мы решили — было разворачиваться и уезжать, но зарылись в снег. Двойное фиаско.

Но тут, как чудо, появился мужчина с лопатой, разговор был очень короткий.

Помочь?  — Да.

Где держаться? — Тут

В этих краях люди вообще больше делают, чем говорят.

Вытолкали машину. Оказалось что это Алексей Вербов (https://vk.com/zalav), энтузиаст смотритель беломорских петроглифов. Он сказал, что пройти к Петроглифам можно даже с детьми, но придется немного постараться, и быстро скрылся в лесу по направлению к петроглифам.

Мы надели детям валенки и утеплили их мотодождевиками, так как под ногами был снег, а с неба на нас сеялся мелкий противный дождь. Зато дорога всего одна — не промахнуться.

Пройдя часть пути, мы увидели размытую дамбу или смытый мост. По небольшой насыпи из камней можно было пройти до сохранившейся опоры моста, затащить наверх детей и залезть самим. Оказывается, во время водосброса с ГЭС старые русла наполняются водой и все смывает. Алексей восстанавливает дорогу, строит новые мостки, которые служат народу верой и правдой ровно до следующего водосброса, которые проходят каждый год с разной интенсивностью с августа до нового года. Аккурат через недельку после нашего визита там появились новые мостки и лесенка. Нам же пришлось лазить по опорам моста и затаскивать наверх детей: один подает снизу, другой принимает сверху.

Сам путь до петроглифов — это 2 километра по, в нашем случае, занесенной снегом пешеходной дорожке в тайге. Там настолько «тайга», что по пути видели выдру. А в теплое время на солнышке могут греться гадюки.

На территории петроглифов силами энтузиастов выложены деревянные дорожки, чтобы пройти к скоплениям рисунков, хотя к моменту нашего визита часть мостков водосбросом   унесло метров на 100. Алексей — спасибо ему огромное — отложил свои дела и провел нам отличную экскурсию, показал охоту на кита, карту рек, инопланетянина, сцены охоты и т.д. Очень непривычно, когда рассказывает не экскурсовод по заученному тексту, а реально увлеченный человек. Впечатления на всю жизнь. В машину вернулись промокшие, подмерзшие, но с кучей невероятных впечатлений. 

С дорожки на петроглифы вырвались на трассу,  замяв защиту двигателя, о снежные наносы. Наша и без того не бесшумная машина стала совсем неприлично греметь. Со второй попытки нашли в Беломорске работающее СТО. Там тоже работали неразговорчивые мужики.

— Здравствуйте

— Здравствуй

— Замял защиту двигателя на логане

— Блин, логан, там же 5 болтов откручивать

И рукой показал куда заезжать.

Подняли машину, без лишних слов ломом выгнули защиту обратно.

— Выезжай, с тебя сотка

Все! 5 минут, 100 рублей, лом — и все в порядке!

Проехали в гостиницу, по пути заметив, что в городе дорог нет как таковых, а есть только две улицы в более-менее приличном состоянии, с общепитом все не очень хорошо, но магазин найти не сложно даже вечером, а в отеле есть кухня.

6 день (05.05.2018)

Карта

 Беломорск - Мурманск

[свернуть]

Утром поехали в бывший порт, посмотреть на Белое море. Въезд в порт был закрыт, но за 50 рублей вас туда легко пропустит такой же молчаливый, но слегка помятый «со вчерашнего» охранник. От порта мало что осталось, везде царят разруха и тлен: виднеются остовы лодок и корабликов, остатки от зданий порта. Зато уткам, чайкам и морским зайцам (!) тут раздолье. За 15 минут мимо нас  проплыли 3 морских зайца, которых мы приняли за нерп.

Море и в правду белое, затянуто плавающими льдами. Вокруг очень тихо и уединенно, т.к. порт находится на искусственном моле уходящем глубоко в море.

Далее съездили посмотреть на первый шлюз БеломорКанала. Канал этот намного меньше Волго-Балтийского. Но фотографировать нам не дал очень суровый охранник.

Общее впечатление от Беломорска таково: умирающий город с красивой природой.

Перед выездом мы заправились на единственной работающей заправке в городе, отстояв немалую очередь, и выдвинулись в сторону Мурманска.

Вскоре добрались до стелы полярный  круг, что тоже было нас весьма значимо, ведь так далеко на сервер мы еще не забирались. Пофоткались, поиграли в снежки.

Сразу за полярным кругом появилось много снега на обочине, а разметка на дороге стала желтой. Дорога до Мурманска очень хороша по покрытию и красива по пейзажам: величественные горы Хибины, снег.

И именно здесь очень хорошо видно как человек воздействует на природу. До Мончегорска вокруг лежал белоснежный снег, а за 15 км города снег резко посерел, а у самого города и вовсе растаял. Воздух, который до сих пор был прозрачным, стал видимым, как в Челябинске.

А в районе Кольской АЭС озера не замерзают, хотя до и после АЭС, они стоят скованные льдом.

К вечеру мы добрались до Мурманска, но ночи так и не дождались ‑ на этой широте уже белые ночи / полярный день.

7 день (06.05.2018)

Карта

 Мурманск

[свернуть]

Хотя погода нам не благоволила, добавляя дождя в унылый мурманский пейзаж, осмотр  города решили не откладывать и начали с пассажирского порта. В порту не работают даже кассы, т.к. фактически в город регулярно приходит  один — единственный пассажирский двухпалубный теплоход Клавдия Еланская, который раз в неделю ходит в запретки. В порту, по сути, работает только кафе, а кассы открываются на 1.5 часа в неделю.

Главная достопримечательность Мурманска — это атомный ледокол Ленин. Попасть на него можно только в рамках экскурсии, которые бывают в 12, 14, 16 часов. На экскурсию пускают по 10 человек, так что надо подсуетиться, чтобы посмотреть корабль. Хотя, в нашем случае, на 12 часов взяли 10 человек, и ещё одну группу пропустили через 10 минут.

Интерьеры ледокола сохранены практически в первозданном виде. Во время экскурсии показывают кают-компанию, каюты капитана и матросов, столовую, капитанскую рубку, машинное отделение, больницу, часть выставки “Атом и Арктика” и самое главное  — сердце корабля  — атомный реактор (конечно же, уже не работающий). При желании тут можно посетить и другие экспозиции, но тоже строго по расписанию.

Затем мы отправились к стоянке кораблей РосАтомФлота, однако — какая неожиданность — проезд был перекрыт наскоро поставленным вагончиком со шлагбаумом. Обойдя пешком вагончик и пройдя вперед, мы увидели тяжелый авианесущий крейсер “Адмирал Кузненцов”. Он находится на модернизации на 35-м судоремонтном заводе. Правда, сам завод местами находится в плачевном состоянии. Но, тем не менее, народ там есть и работы ведутся.

Атомных ледоколов увидеть не получилось, в зоне видимости их не было, а шаг влево или вправо с дороги приводил или к военным, которые и так были недовольны тем, что кто-то близко подошел к авианосцу, или к колючке атомщиков.

Попробовали съездить в мурманский океанариум, но он оказался даже меньше чем надувные дельфинарии и нерпарии, которые приезжали в Челябинск.

Плюнули, покрутились немного по городу и уехали к месту ночевки.

8 день (07.05.2018)

Карта

 Мурманск - Североморск - Никель

[свернуть]

Утро началось не весело. Солнце спать не ложилось, а вместо штор у нас была только тюль, так что не выспались. В самом городе достаточно грустно, заводы как в Челябинске, порт с его запахом мазута, тут же работа с атомными реакторами и бомбоубежеще прямо во дворе. Мурманск — это несколько портов, множество военных частей, тюрьма, заводы. Такое количество колючей проволоки мы видели только в Косово. Удивило, что в городе практически нет детских площадок во дворах, а дворы — это сплошь автостоянки в грязи. На весь детский сад, расположенный под окнами наших «апартаментов», была всего одна горка и огромные лужи, в которых играли дети. После осмотра парка и памятника погибшим морякам стало понятно, что делать-то в городе собственно больше и нечего.

Но взять и уехать мы не могли. У нас на этот день была запланирована поездка в Североморск (ЗАТО). Но совсем не срасталось дело с пропусками. За месяц до поездки мы связались с тур фирмой Лаппи-Тур, передали сканы наших документов и нас уверили, что пропуска будут готовы. Однако по факту документы в Североморск передали только в пятницу (за 3 дня до посещения) и свалили все на проволочки в ФСБ. К счастью в Музее авиации Северного флота  рядом с Североморском были очень заинтересованы в посещении их музея, так что сотрудники сделали невероятное и к 10 утра подписали все разрешения и передали документы на КП.  Забавно строился наш с ними разговор: «Здравствуйте. Мы такие-то, что с нашими пропусками, не знаете?» — «Здравия желаю. Значит, по Вашему вопросу докладываю: мною были….». По военному, четко и по делу.

И вот, спустя несколько дней нервотрепки, кучи созвонов и огромного мотка угробленных нервов поступает долгожданный звонок — наши пропуски на КП, можно ехать. Ура! День становился намного интереснее. Шустро кидаем вещи в машину и едем в Североморск. Пройдя КП, и взяв курс на музей Авиации Северного флота, мы доверились навигатору, поехали по задворкам и завязли в снегу, перегородив поперек единственную дорогу. И снова нам повезло ‑ по дороге ехали военные, которые нас вытолкали и сказали как проехать к музею. Отзывчивые товарищи, хотя пути объезда нашей раскорячившейся машины у них не было.

Музей состоит из 3-х частей, экспозиция самолетов и танков  на улице, центральный музей, ангар с самолетами и вертолетами. И есть ещё домик-музей Гагарина. Говорят, он тут служил до того, как связать свою жизнь с космосом.

Музей находится на месте бывшего аэродрома в очень живописном месте. На улице и в ангаре рядом можно увидеть гидросамолеты, самолеты с вертикальным взлетом, истребители, бомбардировщики, зенитные комплексы и даже паровоз.

Центральная экспозиция запомнилась макетом авианесущего крейсера, черным ящиком самолета, моделью землянки и моделью бухты в то время когда она была действующим аэродромом.

Пока шли к ангару с техникой, Настя умудрилась в прямом смысле утонуть в луже на летном поле. Промокла до кончика носа. Так и ходила остаток экскурсии мокрой, поскольку до машины было далеко, да и в ангаре было не холодно.

В ангаре находятся вертолеты, в том числе и со складывающимися крыльями, самолеты, даже трофейные поднятые со дна. Ангар открывали только ради нас, т.к. мы были единственными посетителями музея, по этой же причине нам провели увлекательную экскурсию и объяснили все, что вызывало вопросы. Спасибо музею за открытость.

Следующим пунктом программы стала подводная лодка К-21 в Североморске. Североморск, в отличие от Мурманска, очень чистый и приветливый  город. Моряки поддерживают его в ухоженном состоянии постоянно ‑ есть газоны, детские площадки. В общем, Североморск выглядит, так, как мы раньше представляли себе Мурманск.

Подводная лодка К-21 стоит рядом причалами ВМФ и от нее прекрасно видно корабли:

  • СВВ-169 ‑ “Таврия” — разведывательный корабль третьего поколения
  • «Кондопога» — большой десантный корабль проекта 775
  • “Георгий Победоносец” — большой десантный корабль проекта 775
  • “Двина” ‑ пограничный сторожевой корабль специального назначения проекта 1595
  • “Митрофан Москаленко»- большой десантный корабль проекта 1174
  • “Адмирал Левченко” — большой противолодочный корабль

Сама лодка частично реконструирована и, по большому счету, не отличается от увиденных ранее. К тому же она вбетонирована в причал, а часть внутренних отсеков объединены в большой выставочный зал с коврами и стеклянными шкафами.

К сожалению, большая часть кораблей Североморска недоступна, т.к. находится на территории 7 эскадры, а проход туда ограничен. Поэтому мы просто проехали вдоль моря до дивизиона разведывательных кораблей СФ, где сейчас стоит “Митрофан Москаленко» ‑ огромная, но никому не нужная махина.

Из Североморска мы вернулись к Мурманску и, обогнув залив, заехали на Абрам-Мыс ‑ там находится несколько зенитных орудий и оттуда открывается лучший вид на Мурманск. Оттуда же, кстати, хорошо видно авианосец и стоянку РосАтомФлота.

Хотелось бы немного написать об автомобилях в Заполярье, ибо они несколько отличаются от того, что ездит до Полярного Круга. Практически все они оснащены дополнительной оптикой, у некоторых легковых машин есть шноркель и установлена достаточно злая резина. Суровому краю суровые машины.

Покинув Мурманск, и практически завершив, намеченную для российской части поездки программу, мы отправились в сторону Норвегии. Тайга сменилось тундрой, снега стало намного больше, небо окрасилось акварельными красками, и на солнце стало возможно смотреть, не защищая глаза. Дорога петляла между сопками и огромным количеством военных частей.

К слову, путь наш проходил через Долину славы / Долину смерти ‑ монументальный мемориал защитникам Советского Заполярья. Люди из проезжающих машин подходили и возлагали гвоздики к памятникам. А некоторые вообще установили палатки и жили в них в ожидании 9 мая, на которое была запланирована масштабная реконструкция событий военных лет.

В районе г. Заполярный мы предприняли не особо активную попытку проехать к Кольской сверхглубокой скважине, точнее к тому, что от нее осталось. Но не смогли преодолеть КП, а местные жители все как один делали вид, что слыхом не слыхивали про нее или притворялись глухими. Шарахаться по сопкам на груженном Логане с летней резиной мы посчитали не очень удачной идеей. 

Конечным пунктом на сегодня был город Никель. По сути, это заполярный Карабаш ‑ город ‑ ГОК. Гостиница у нас была  200-та метрах от сернокислотного цеха, слева и справа от нас были полуразрушенные и заброшенные здания. Гулять по городу не было никакого желания, потому мы просто наспех закупились в местной Пятерочке, перекусили и легли спать.

9 день (08.05.2018)

Карта

Норвегия. Дорога к НордКап

[свернуть]

Утром выдвинулись в Норвегию. Дорога проходила очень близко к границе, а местами контрольно-следовая полоса была и слева и справа от дороги. К сожалению, останавливаться и/или фотографировать запрещено.

Российским пограничникам наша машина показалась подозрительной, досмотр был тщательный — даже обшивку пробовали снять, но не найдя ничего мало-мальски подозрительного, пропустили. Такое отношение к нам было неудивительным — все местные делятся на две группы: русские, едущие на пустой машине в Киркинес на шоппинг, и норвежцы, заправившиеся дешевым российским бензином и едущие домой. Мы, со своей кучей барахла, не местными номерами и желанием пробраться вглубь Норвегии, а не до первого ТЦ, выглядели странно.

В свою очередь, на норвежской стороне у нас не смотрели ничего и, поставив штамп в паспорта, выпустили дальше.

В Норвегии трасса изменилась: асфальт стал лучше, а сама дорога уже. Вдоль дорог появились длинные палки красного цвета, обозначающие край дороги. Сама природа тоже резко изменилась: стало больше ягеля, деревья стали выше. Связано это с тем, что мы приближались к морю.

Потом за окном стали появляться первые невысокие фьорды, и реки, скованные льдом. Стали встречаться и первые оленьи стада. От окружающей красоты захватывало дух. При приближении к фьорду снег исчезал, а при отдалении от фьорда примерно на 20 км снега становилось выше машины. За несколько километров можно было увидеть лето и зиму, тайгу и тундру.

По пути мы, к радости детей, да и нас самих, увидели большие стада оленей  — голов на 40-50, а в одном из фьордов нам удалось даже мельком увидеть пару дельфинов.

Наблюдая за деревушками, которые мы проезжали, заметили, что практически у всех норвежцев есть снегоход, а то и не один. То тут, то там вдоль дороги проходят трассы для снегоходов, которые уходят вглубь. Снегоходы ездят с прицепами, в том числе, чтобы детей в школу возить. Эх, классно, наверное,  погонять на снегоходе за оленьими стадами.

Еще нас сильно удивили приливы и отливы на фьордах, которых мы раньше, путешествуя по южным фьордам Норвегии, не видели. Тут же хорошо заметно, что море отходит от берега до 500-та метров, и корабли, ил и камни остаются на берегу.

Наш путь шел к Нордкапу. К счастью для нас, мыс работает по графику, с 10 до 17. После этого происходит невероятная для русского человека метаморфоза: шлагбаум поднимается и въезд становится бесплатным. Учитывая, что был полярный день, разницы смотреть мыс днем или ночью не было. Однако при этом на мысу не работает кафе и нельзя посмотреть фильм про НордКап.

На самом мысу, и по дороге к нему дул такой сильный ветер, что машину, стоящую на месте, качало так, как будто 4 здоровых мужика проверяют, работают ли на ней амортизаторы. А когда, Сергей вышел из машины, то его в прямом смысле сдуло на 5 метров. Но ветер прерывистый и он то появляется, то наступает полный штиль. Так здесь сказывается близость Баренцева и Норвежского морей, которые омывают Нордкап.

На самом мысу установлены памятные знаки в виде стелы и модели глобуса. Отсюда же открывается вид сразу на 2 моря: слева от мыса ‑ Норвежское, справа — Баренцево. А если смотреть прямо, то перед нами оказывается собственно Северный Ледовитый океан. Ощущения от того, что севернее можно забраться только на ледоколе, непередаваемы: чувствуешь себя немного арктическим путешественником.

Впрочем, стоит отметить, что Нордкап не совсем самая северная точка Европы. Рядом находится ещё один выступ, который врезается в море чуть дальше. Но добраться до него сложно, поэтому принято считать, что самый северный именно Нордкап.

Ночь провели в кемпинге неподалеку. Тут их достаточно много, и предлагают они довольно уютные типовые домики.

10 день (09.05.2018)

Карта

НордКап - Альта

[свернуть]

Норвегия очень хорошо и с заботой относится к своим туристам. Среди прочего, в этой суровой и красивой стране существует сеть панорамных дорог. (https://www.visitnorway.ru/plan-your-trip/travel-tips/national-tourist-routes/). Мы успели познакомиться с ними в 2016 году, катаясь по южной половине Норвегии.  Это специально проложенные и оборудованные (стоянки, туалеты, смотровые площадки) дороги, проезжая по которым туристы смогут увидеть самые красивые горы, фьорды и долины.

Сегодня мы поехала по самой северной из них — Havøysund. Красивые пейзажи, дикие олени, ледниковые озера, сверкающие слюдой камни…. В общем, бесполезно описывать — Норвегию надо смотреть глазами, а не читать про нее.

Следующей точкой маршрута была Альта, точнее, ее петроглифы. Дорога до Альты проходит по заснеженной тундре с температурой на улице около +5 градусов. В мае. При подъезде к Альте температура быстро повышается до отметки +29, снег исчезает и вокруг самое настоящее лето. Раз — и мы в своей зимней одежде тут больше похоже на пингвинов в тропиках.

В Альте есть Собор Северного сияния, который отличается непривичным обликом, но зайти внутрь не получилось, поскольку было закрыто в вязи с каким-то церковным праздником.

Поехали к петроглифам. И тут нас ждала такая же картина, как на Нордкапе: мы приехали к 17:00, и касса закрылась. А доступ к петроглифам — нет. При этом местные тут спокойно гуляют даже с собачками, заходя на территорию, а вот выпить кофе и посмотреть какую-то фотовыставку — увы — никак. Избушка на клюшке. «Ну, не больно-то и хотелось», решили мы и отправились  их осматривать самостоятельно. Маршрут осмотра в сумме составляет 3 км. Начинать его надо с мостика слева от здания с кассой. Именно так почти сразу на маршруте будут самые большие и подкрашенные скопления рисунков. Мы же это здание обошли, и, миновав детскую площадку, пошли направо. Против шерсти, в общем. Поэтому больше половины маршрута мы щурились, силясь рассмотреть на камнях не подкрашенные рисунки. И только дойдя до входа на тропинку нашли то, что искали. При этом, как нам показалось, стилистика рисунков отличается от Беломорских петроглифов, а технология выбивания в камнях такая же.

А еще от музея петроглифов открывается прекрасный вид на фьорд.

Ночевали в кемпинге на берегу реки, где часть домиков была оформлена в виде саамских чумов. Вообще на сервере очень много саамских деревень, точнее, современных новоделов по мотивам саамской культуры, ориентированных на туристов.

11 день (10.05.2018)

Карта

Альта - Тромсе

[свернуть]

Дальнейший наш путь лежал в Тромсе. Дорога стала еще краше: фьорды больше и извилистее, а горы — выше и круче. Некоторые фьорды так далеко заходят в глубь материка и так хорошо прикрыты горами, что вода становится зеркальной ‑ без единой волны. Кажется, что это не часть моря, а высокогорное озеро. Снега же таяли так  активно, что водопады высотой от одного до двухсот метров встречались чуть ли не каждые 50 метров.

В городке Olderdalen мы решили прокатиться на пароме ‑ дорогу это не сокращало, но дети хотели поплавать на кораблике. Стоит ли говорить, что вид с палубы был шикарен. Но ветер был такой сильный, что все местные просто отсиживались в кают-компании.

В Тромсе нас, прежде всего, интересовала канатная дорога. Да, кабинка канатки ходит наверх лишь каждые 30 минут. Вниз тоже. И стоит немилосердно. Но вид с вершины горы на город и фьорды стоил того, чтобы ждать на ветру 40 минут, пока канатка отвезет вниз. А дети в это время пытались самоубиться, ведь заграждений на вершине нет, а обрывы глинистые.

Сам Тромсе нам тоже понравился — милый портовый город, с небольшой пешеходной зоной, красивым мостом и отличной природой вокруг.

12 день (11.05.2018)

Карта

Тромсе - Сенья

[свернуть]

Следующей панорамной дорогой была Сенья. Суровая красота Норвежских фьордов с обзорных площадок, сочащиеся водой своды тоннелей, полное отсутствие туристов, жирные и наглые чайки — первые ассоциации с этой дорогой. Тут впервые увидели пляж с белым песочком, что было очень неожиданно для Заполярья. Также случайно наткнулись на «место гнездования троллей» — парк троллей, где тролль был сделан таким большим, что смог взять в руки небольшую рыбацкую лодку. Вообще Сенья пуста, т.к. оба парома, которые ее связывают с Тромсе и Лофотенами еще не работают. Поэтому и парк был закрыт. Но тишина и покой тут только до начала навигации.

Накатавшись по Сенье, доехали до моста перед Лофотенами и поселились в кемпинге. Хоть паром и не ходил, а на Лофотены нам хотелось, поэтому пришлось дать солидный крюк по суше.

Первое, что мы увидели в кемпинге, едва припарковав машину — группа умотанных и обвешенных всем подряд аквалангистов! В Заполярье! Они, как зомби, двигались в сторону домиков. Не ожидали мы, конечно, увидеть аквалангистов в арктике, да еще и в таких количествах.

Они же были первым, что мы увидели следующим утром — отдохнувшие, посвежевшие, они бодро шлепали в сторону воды, чтоб к вечеру снова превратиться в мокрых зомби.

13 день (12.05.2018)

Карта

Лофотены

[свернуть]

Этот день было решено посветить Лофотенам. Это вообще отдельная песня, на их фоне меркнет даже добрая половина Норвегии.

Первое, что мы увидели, едва въехав на дорогу по островам, был лось с лосенком. Лосей в эту поездку мы еще не видели.

Далее в безумном количестве были красивые виды на острова, сочная зелень, шикарные виды на фьорды, горы, море. Нет смысла обо всем этом писать — сотни людей рассыпались в эпитетах до нас, описывая эти острова. Нам же особенно запомнилась крепость викингов, по которой радостно полазили дети, а также пляжи с белоснежным песком, при взгляде на которые, кажется, что ты находишься на Бали или в другой теплой стране, но никак не в Норвегии за полярным кругом. А что самое интересное, норвежские дети уже купаются. Вот она великая сила Гольфстрима!

Доехав практически до края Лофотен, решили с детьми попробовать забраться на Reinebringen, откуда должен открываться самый лучший вид на всю Лофотенскую гряду. Но проползли мы только 1/5 часть пути, после чего вынуждены были вернуться. С детьми меньше 5 лет туда лезть не стоит: сами не пройдут, а на руках не донести, т.к. приходится карабкаться по скале.

Вернулись в кемпинг поздно ночью, но солнце так и не село).

Объехали мы, конечно, далеко не все острова. Проехали лишь по самой длинной их дороге, в южном направлении от моста, по которому въехали. От этого же моста можно двигаться не на юг, на северо-запад, именно туда приходит паром с материка, когда он ходит. И там же можно встретить китов, если повезет.

На этом мы закончили нашу программу — максимум на эти майские, и осталась лишь дорога домой с парой небольших, но интересных остановок.

14 день (13.05.2018)

Карта

Лофотены - Рованими

[свернуть]

Весь день ехали с Лофотен в Рованиеми. Дорога шла сначала через заснеженную безлюдную тундру в Швеции, потом через тайгу в Швеции и Финляндии. Запомнилось, как посреди поезд ныряет в противоснежные тоннели и выезжает из них через пару км. Дороги отличные, камер и полиции нет, так что все носятся с огромной скоростью до 120 км/ч, что в сравнении с Норвегией, где ограничение 80 км/ч, кажется просто запредельной скоростью.

По пути снова попадались олени, но уже другие, крупнее и с небольшими рожками.

А к вечеру прибыли в Рованиеми. Почему он? В 8 км от него находится резиденция Санта-Клауса, открытая круглый год. А какой ребенок в 2,5 и 5 лет отличит Деда Мороза от Санты? Точно не наши!

15 день (14.05.2018)

Карта

Роваени - Пудож

[свернуть]

Утром направились в резиденцию Санта-Клауса, которая находится прямо на полярном круге. В мае месяце очереди к Санте не было, так что детки легко встретились с Дедом Морозом, а он даже подарил им подарки (которые были отдельно оплачены милой эльфице по 10 евро за штуку). Полный восторг. Для детей это было чудо — живой Дед Мороз и в мае!

Вообще в резиденции сидят 2 Санта-Клауса. Один сидит на выставке рождества, при магазине. Второй — в доме Санты, под большой табличкой «Santa is here». Второй как раз и является официальным, хотя много указателей ведет к первому. Поэтому мы сначала сходили к первому, по незнанию, а потом прошли с детьми в дом Санты — а там еще один Дед Мороз. Выглядят они почти одинаково. Детям объяснили, что Дед Мороз волшебник и перелетел из одного дома в другой, что там он работает, а тут отдыхает. Санта радостно поддержал нашу идею. Удивленные и радостные глаза детей — бесценны.

Здесь же функционирует почта Санта Клауса — и как раз в это время туда забежала лесная белка. Надо же так совпасть, под новый год дети просят именно белочек передать их просьбу Деду Морозу принести хорошую елочку! От восторженных воплей детей белка заныкалась под крышу почты и носа наружу не высовывала. А дети, похоже, будут теперь верить в Деда Мороза до 18 лет ;-).

Вообще, почта Санты – это очень интересное место. Сюда действительно приходит много писем от детей из Европы, в том числе и из России. За 2017 год почта приняла более 7 млн писем.

Отсюда же можно заказать отправку письма от Санты (с опцией выбора языка, на котором это письмо будет составлено), которое придет в католическое Рождество. Можно даже купить, упаковать и заказать отправку подарка, но испытывать надёжность доставки посылки из Европы нашей Почтой России под Новый Год мы не решились. А вот письма заказали, своим детям и племянникам. Проверим, дойдет ли. 

Дальнейший наш обратный путь снова лежал в Пудож. А до него надо было проехать 920 км. Дорога была также пустынна, а пейзажи не особо разнообразны. Финская часть Карелии не принципиально отличается от Российской. Те же леса и болота.

На границе нас долго бодали пограничники. Пункт пропуска находится в глухом месте и 99% проезжающих ездят с Финским Шенгеном на шоппинг. У нас же был Итальянский и Греческий, а также виза Монголии у Иринки и странные арабские печати (Марокко). Опять перетрясли всю машину, долго пытали по поводу штампов Грузии, Турции, и, наконец, пропустили-таки в Россию. На Родине дороги резко испортились, скорость передвижения упала. Часть дороги вообще проходит через болота, в которые вбили вертикально бревна, а потом между ними накидали горизонтальных бревен и все это присыпали песочком. Плохой дороги около 200 км, из которых 40 км совсем ужасны.

Когда ехали по тем же местам, где были девять дней назад, то удивлению нашему не было предела — там, где лежал снег, и Логан не мог проехать, сейчас уже вовсю зеленела травка и распустились почки. С зимы до лета здесь прошло всего девять дней — удивительно.

Заночевали снова в Пудожи. Тут солнце наконец-то село.

16 день (15.05.2018)

Карта

Пудож - Ярославль - Иваново

[свернуть]

По дороге Пудож — Ярославль ничего нового не встречалось, и к вечеру мы оказались уже в Ярославле. Здесь решили сделать небольшую остановку и погулять в центре. Город удивил. Он оказался неожиданно более красивый и ухоженный, чем мы ожидали. Не спеша прошлись вдоль Кремля, полюбовались на панораму Волги, монастыри, церкви… Умиротворение нарушали только толпы туристов во главе с энергичными гидами. 

Ночевать мы решили уже в Иваново, поскольку время позволяло продвинуться ещё немного ближе к дому. Однако дорога от Ярославля до Иваново оказалась достаточно плохой, но, благо, короткой. 

17 день (16.05.2018)

Карта

Пробег за 17 день. Иваново - Челны

[свернуть]

Несмотря на то, что мы уже сильно торопились домой, часть дня решили уделить осмотру Иваново, ведь он тоже входит в Золотое Кольцо. Но Иваново произвел впечатление большой деревни, с компактным, хоть и красивым, центром. Поэтому покинули его довольно быстро, а далее были уже до боли знакомые Нижний Новгород, Чебоксары, Казань и Набережные Челны.

18 день (17.05.2018)

Карта

Пробег за 18 день. Челны - Челябинск

[свернуть]

Последний день дороги домой, ничем не примечательный. Разве что когда мы проезжали через Уфу, по местному радио услышали, что в следующие выходные здесь проходят гонки на выживание, а также есть аквапарк. Так что это дало толчок для создания трехдневного маршрута на следующие выходные.

Начальный пробег
Начальный пробег
Конечный пробег
Конечный пробег

 

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Введите результат выражения: Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.