Балканы 2015 (Часть 2. Болгария — Македония — Косово — Албания)

Дата Автор ZserGОставить комментарий

26.07.2015

Карта

15-й день. Побережье

[свернуть]

Несмотря на относительно ранний подъем, к тому времени, как мы достигли границы, тут скопилась уже весьма приличная очередь. Весь поток машин здесь делится на 2 группы: граждане Евросоюза (eu), Швейцарии (ch) и Европейской экономической зоны (eea); и все остальные. Первая очередь в разы больше нашей, но движется она очень быстро – в основном все ограничивается просмотром паспорта и редко беглым досмотром кемперов. Нашу же очередь пограничники словно не видели. За 40 минут ожидания к нам не подошел ни один сотрудник, хотя в отстойнике скопилось уже больше 10 машин, и большинство было с детьми и/или беременными. Потом у нас забрали паспорта и документы на машину и снова пропали на 40 минут. Сергей решил, раз стоим, то можно помыть стекла, зеркала и т.д., пограничникам это не понравилось и они решили поторопиться. Наконец, пограничник неспешной походкой принес нам наши паспорта, там уже стояли отметки о выезде из Румынии и о въезде в Болгарию — хоть какое-то утешение за полтора часа на солнцепеке. Досмотром машины никто не занимался.

Вместе с нами стояли украинцы на двух машинах, которые активно украшали их флагами, затягивали зеркала в цвета флага и занимались другими украшательствами. С нами не общались, но детки тыкали в нас пальцами и говорили родителям — смотри настоящие москали ))).

Уже на территории Болгарии приобрели виньетку (право проезда по дорогам) на 7 дней (это минимальный срок). Она обошлась нам в 5 евро.

К слову, здесь же нам стоило бы и поменять некоторое количество валюты на местные деньги, но мы упустили этот момент, что в дальнейшем обернулось небольшими затруднениями.

В Болгарии дороги очень хорошие, и существенным их преимуществом перед румынскими трассами является то, что они не заходят во все деревни подряд, что ощутимо увеличивает среднюю скорость передвижения по стране.  Кроме того, ограничения по скорости здесь менее дикие, хотя штрафы за превышение, если верить данным из Всемирной паутины, просто жуткие. Впрочем, как показало наблюдение за другими машинами на трассе, румынам наплевать на ограничения и разметку, хотя у себя в стране они нарушают только разметку при соблюдении скоростного режима. Это дает повод надеяться, что штрафы дальше Болгарии никуда не уходят.

Что касается цен на бензин, то здесь он не сильно дешевле, чем в Румынии – за 44 литра мы отдали около 3500 рублей (при курсе доллара чуть выше полтинника)

Практически сразу, как въехали в страну, добрались до первой интересующей нас точки – мыс и руины крепости Калиакра. Сами руины ничего особо интересного из себя не представляют, как выяснилось – это в лучшем случае фундамент, а чаще просто котлован с остатками фундамента строений, и стендами с рассказом о том, что тут было. И все это плотно забито палатками с китайскими сувенирами. Но из-за того, что мыс очень узкий, с него открывается невероятный вид на море на две стороны

За въезд на мыс берут по 3 лева с человека, и поскольку мы ещё не успели обменять валюту, нам пришлось отдать 5 евро и получить сдачу в лева по какому-то неизвестному нам курсу (узнать курс лева мы ещё не успели, поэтому мальчику с билетиками ничего не стоило надуть нас в несколько раз).

Под Варной мы хотели посетить резиденцию Евксиноград, но нам не повезло – она была закрыта на реставрацию до начала октября. Так, не солоно хлебавши, отправились в саму Варну, чтоб показать Максимке морской порт с кранами и кораблями.

Ещё полтора часа мы потратили на то, чтоб добраться от Варны до Несебра, где у нас уже была забронирована комната в небольшой частной гостинице. Поскольку в сам Несебр приехали уже под вечер, то в этот день ограничились лишь небольшой прогулкой-разведкой до моря и по парку одного из соседних пансионатов.

27.07.2015

В этот день мы не планировали никуда ездить, и поэтому весь день провели на море и в прогулках. Первым делом, сразу с утра, отправились в Старый Город, выбрав не простой автобус, а туристический прогулочный двух этажный автобус с открытым верхом. По цене, кстати, разницы нет. Старый город красив, но похож на все старые города. Туристов в старом городе тьма, поэтому, потолкавшись немного по запруженным улочкам города, на прогулочном катере отправились из Старого Города на Солнечный Берег. Способов добраться до Солнечного Берега отсюда множество – автобусы, катера, частные лодки и пр. Прогулочный катер является не самым дешевым способом передвижения, но, во-первых, нам хотелось прокатить ребенка «на кораблике», а во-вторых при вместительности лодки в 25 человек, зазывалы умудрились затолкать на борт порядка 36 человек, и при сборе оплаты они запутались, с кого взяли деньги, а с кого – нет. В итоге мы проехали бесплатно.

Катер плывет около 20 минут и прибывает сразу к пляжам. Заплатив на ближайшем к пирсу пляже относительно небольшую мзду за аренду шезлонгов и зонтика, полдня провели на пляже, где, наконец, смогли искупаться, позагорать, построить замок из песка и даже накормить ребенка арбузом – в общем, устроили себе самый настоящий семейный «овощной» отдых на море.

Обратно решили податься на автобусе, но ошиблись с выбором маршрута, и приехали снова в Старый Город. Так что часть пути – порядка 2,5 км — нам пришлось проделать пешком.

Отдохнув, к вечеру снова выползли на небольшую прогулку в парк, после которой уложили вещи, докупили кое-чего в дорогу в соседнем супермаркете, и легли пораньше спать.

В Болгарии поколение 40+ хорошо говорит по русски, а те кто моложе понимают английский. Понять что написано можно, но многие слова выглядят потешно. Отдых комфортнее чем на побережье Черного моря в РФ.

28.07.2015

Карта

17-й день. Солнечный берег - Пловдив - София

[свернуть]

Несебр покинули сразу же после завтрака. Всего 250 км, из которых больше половины по автобану – и мы в Пловдиве. Сам город ничем особо не примечателен, но в местном парке, высоко на горе, стоит памятник Алеше – русскому воину – освободителю. Если верить справочникам, памятник «представляет собой 11,5-метровую железобетонную скульптуру советского солдата, смотрящего на восток, которого видно практически с любой точки города». При этом он установлен на постамент, который украшен барельефами на тему триумфа Советской Армии.

Несмотря на большое количество тропинок и лестниц к памятнику, добраться туда не просто, особенно если в компании одна беременная и один ребенок двух лет отроду, а на улице – адская жара. Поэтому подъем на вершину отнял у нас много времени. Пришлось пройти все 100 крутых степеней, разделенных длинными пологими поднимающимися тропинками. Но открывающийся сверху вид того стоил.

Постояв немного наверху, посозерцав вид с горы и отдышавшись, поползли вниз.

Пловдив от Софии отделяет всего 120 км автобана, но из-за ремонта магистрали дорога до столицы Болгарии заняла чуть больше времени, чем мы предполагали.

Исходно в наших планах была всего пара мест к осмотру, но мы сильно недооценили красоту города. Как и планировали, мы припарковались у памятника воинам-освободителям, который, помимо прочего, знаменит тем, что его регулярно раскрашивают в различные цвета, потом отмывают и снова раскрашивают. Потом к памятнику Царю освободителю (Александр II). От него мы решили пешком прогуляться до собора-памятника Александра Невского. Пришли к нему мы очень удачно – в храме начиналась служба и звонили колокола. Колокольный звон продолжался более 20 минут, и все это время Максим, который до сих пор ничего подобного не слышал, стоял с открытым ртом, почти не шевелясь.

О внутреннем убранстве и великолепии собора можно судить лишь по тому факту, что он является главным патриаршим собором страны и «архитектурной доминантой столицы», со всеми вытекающими.

Прогулку по городу было решено продолжить на метро, тем более что до следующего пункта нашего маршрута нас отделяла всего 1 станция метро. Повоевав с турникетами и странно работающими разовыми билетиками, спустились в подземку. Первое, что нас тут сильно впечатлило – это идущие прямо в метро раскопки. То есть часть вырытых под метро траншей отгорожено от посетителей толстым стеклом, позволяющим наблюдать процесс раскопок, а в холле станций стоят стеклянные шкафы с экспонатами и подписями к ним. Как в музее. Правда, из-за этих раскопок нам на выходе из метро было очень сложно попасть на нужную сторону улицы. В итоге пришлось перебегать по проезжей части.

Так мы добрались до турецкой бани Баба Вида, заглянув по пути в Храм Святой Недели.

В целом сложилось такое впечатление, что для этого города осмотр достопримечательностей по заранее составленному списку не подходит. Здесь можно гулять несколько дней, рассматривая бесконечные памятники, церкви, мосты. В этом плане София и Болгария являются полной противоположностью Румынии и Бухареста: в Румынии очень много интересных мест по всей стране, и очень скучная столица. В Болгарии же, кроме побережья, особо смотреть нечего, но столица очень красива.

Вернувшись на метро к машине, отправились на окраину города, в Боянскую церковь. Начало строительства этой церкви датируется аж 10 веком, она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и славится, в том числе, своими фресками. Но нам не повезло – к нашему приезду церковь уже закрылась для посетителей, и нам осталось только обойти её по периметру и попробовать рассмотреть хоть что-то через забор. Затем мы покинули Софию.

К ночи добрались до городка Кюстендил, поближе к границе с Македонией, где и заночевали в каком-то прокуренном клоповнике на окраине – это все, что нам удалось найти здесь даже с помощью Букинга.

29.07.2015

Карта

18-й день. Кюстендил (Болгария) - Скопье (Македония) - Приштина (Косово)

[свернуть]

Кюстендил — далеко не туристический город. То, что мы нашли там хоть какой-то ночлег – это большое чудо, потому что на поиски хоть какого-то завтрака утром у нас ушло больше получаса. Заведений много, но все они предлагают только чай, кофе и снэки, и больше похожи на места для утренней встречи и неспешных бесед с соседями. Зато этот город находится практически на границе с Македонией.

Отъехав от Кюстендила буквально 25 км, на горном перевале (высота примерно 1100 метров) перешли границу с Македонией. Сам погранпереход не занял много времени, поскольку очередей тут нет, а все документы у нас были в порядке.

Ограничения в Македонии жестче, чем в Болгарии: 80 км/ч за пределами населенного пункта и 120 км/ч – на автомагистрали.

По ощущениям, перейдя границу, мы снова оказались в России: дороги хорошие, но не везде, а по текущему курсу валют 1 македонский динар стоит примерно 1 рубль, то есть нам не надо было каждый раз пересчитывать цену на рубли. Кроме того, по дорогам активно снуют наши МАЗы (как позже нам сказал один албанец, они постоянно ломаются и жрут дофига топлива, поэтому Албания спихнула это чудо советского автомобилестроения Македонии), а также Нивы, копейки, москвичи и пр., а все надписи выполнены на кириллице с элементами латиницы.

Первое, что было запланировано у нас по пути к Скопье – это местечко под названием Куклица. Каменный город представляет собой скопление каменных столбов причудливой формы, образованных около 10 млн лет назад в результате выветривания горных пород. Если добавить немного воображения, то эти каменные столбы похожи на свадебную процессию – в центре стоят молодые и ближайшие родственники, чуть поодаль – прочие родственники и гости.

Ехали мы по Навителу (а это уже звучит как «приготовьтесь, сейчас будут приключения»), и за это, как уже было не раз, мы жестоко поплатились. Навител предложил нам короткий путь (это уже было поводом для беспокойства) – свернуть с трассы и проскочить около 5 км по пересеченной местности. Первые пару сотен метров были относительно терпимыми, но дальше дорога превратилась в сплошные камни, обрывы, жуткие каменистые колеи, глиняные повороты, изрезанные ручьями и прочие «радости жизни». Через 2,3 км мы оказались на узкой дорожке, где слева были камни и крутой подъем в гору, справа – колючие кусты и через скромные 10 см от колеса – обрыв вниз, а по центру такая колея и камни, что, казалось, мы вот-вот лишимся защиты днища и ещё чего-нибудь нужного. О том, чтоб развернуться, речь не шла. Благо, ещё метров через 100 мы вползли в какую-то Богом забытую деревню из трех покосившихся домов, где местная женщина, смотревшая на нас, как инопланетян, с горем пополам донесла до нас информацию о том, что «Куклица здесь близко, но путь дальше — катастроф». Она же подсказала нормальную дорогу, но сперва надо было каким-то образом развернуться. Удалось найти небольшую примыкающую тропинку, но она была настолько крутая  и каменистая, что даже на ручнике машина попросту скатывалась назад из-за ползущих под колесами камушков. Оптимизма добавлял сынок, который смотрел на папины мучения с обочины и отпускал комментарии в духе «а машинка – бух – и упала»

Выбрались мы оттуда обратно на трассу спустя час, с поцарапанным днищем и ободранными боками машины.

Правда, альтернативная дорога оказалась тоже не идеальной, но там хотя бы встречался асфальт. Туристов там не оказалось вообще, но руины кассы, ресторанчика и парковки говорили о том, что это место было когда-то туристическим объектом. Долго, правда, нам там погулять не удалось – из-за начинавшегося дождя осмотр пришлось оперативно свернуть, но основную часть композиции увидеть все же успели.

Ближе к Скопье, столице Македонии, нам стали встречаться платные участки дороги – отдали 40 и 60 динар. Согласно новостям, в самом городе нас должны были ждать митинги и демонстрации недовольных граждан, однако город был на удивление тихим и милым: много красивых зданий и фонтанов, спокойствие и порядок на улицах. Майдан разогнали в Македонии очень просто, центральную площадь превратили в большой фонтан, где струйки бьют вверх прямо из мостовой. А значит поставить палатку или стоять митинговать, когда снизу тебя поливают водой некомфортно. Первым делом мы проехали к исторической части города – крепости на горе. Однако кроме крепостных стен там толком ничего не сохранилось, поэтому, полюбовавшись на город сверху, отправились погулять по центру. В Македонии все переплетено рядом может находится историческое здание, разрушенный дом и новострой стилизированный под исторический памятник. Вообще в Скопье новые здания выглядят очень красиво и не смотрятся как что то чуждое  из стекла и бетона в исторической части города. От крепости прошлись мимо ратуши, через серию фонтанов, и по пешеходному мосту вышли на центральную площадь. Никаких демонстрантов, только огромный и очень красивый фонтан по центру площади.

При этом, гуляя по центру, мы заметили, что стоит чуть свернуть за угол, и буквально через пару метров чистота и мрамор сменяются свалкой, облезлыми стенами в граффити и разрухой. Но видно, что город находится в процессе облагораживания и благоустройства.

Осмотрев центр и немного проехавшись по самому городу, больше задерживаться в Скопье не стали и отправились  на выезд. На окраине города за какую-то символическую плату купили огромный и нереально сладкий арбуз, и в 10-20 км от города развернулись на север, в сторону границы с Косово.

Республика Косова, хоть и занимает небольшую территорию, но европейскую автомобильную страховку, «зеленую карту», там не признают, поэтому на границе пришлось оформить местную страховку, стоимость которой составила 30 евро за 15 дней – и это ещё минимальная такса.

Россиянам для посещения страны требуется виза, но т.к. страна не признана полноценно, то консульств очень мало, но пускают с многократным шенгеном.

На въезде по удивлялись зачем мы туда едем, покосились на наши российские номера, но пропустили без проблемм.

Сама республика немного напоминает наш Дагестан – множество мечетей, женщины в хиджабах, а вдоль дорог тянутся вереницы авторазборок, магазинов  стройматериалов и пр. Везде шумно, людно и немного грязно.

К вечеру были уже в Приштине —  столице республики. Перед въездом в город мы посетили в Грачаницу, сербский православный монастырь, находящийся в сербском анклаве. Он же является крупнейшей сербской общиной. Учитывая непростые отношения сербов и косовар, которые, к тому же являются православными и мусульманами соответственно, неудивительно, что монастырь обнесен колючей проволокой, снабжен видеокамерами и охраняется специальной миссией ООН (НАТО + несколько стран не НАТО). Фотографировать на территории монастыря запрещено, и посещать его  в не приёмное время не принято. Когда мы туда все же зашли, сербские монахи очень насторожились и явно были нам не рады, хотя внутри царит тишина, мир и покой.

В саму Приштину приехали уже только на ночлег.

В Косово достаточно много военных баз, которые находятся недалеко от дорог или сербских поселений и/или монастырей. Колючая проволока тут везде. Из нее сделаны заборы, она ограничивает посевные площади, грузы, военные базы, монастыри и т.д. На дорогах встречаются знаки с танками (указывают сколько танков выдержит тот или иной мост), с разными животными (крысы, мыши, пингвины и т.д.), которые обозначают войска какой страны контролируют этот участок. Не смотря на то, что в Косово 2 официальных языка Сербский и Албанский, а на знаках название населенного пункта  написано тоже на двух языках, сербские названия везде замазаны краской. Ездят легкобронированные машины и летают военные вертолеты. Ездит много машин без номеров. Огромное количество авто разборок.

Везде весят флаги Албании, США и Нато, флаг Косово встречается очень редко. Валюта  — евро. В городах и деревнях встречаются сожженные сербские кварталы, часть обнесена колючей проволокой, часть уже отдана албанцам и они там строятся.

Есть проблемы с электричеством. По большому счету всю страну обеспечивают эл. энергией пару ТЭЦ, которые работают на пределе своих возможностей.

Немалые территории в такой маленькой стране заражены обедненным ураном (американцы бомбили бомбами с обедненным ураном), много где вода не пригодна для питья, поэтому лучше пить бутилированную воду. Также встречаются знаки – Halo Trust – разминированно.

Очень много детей. Стоит остановиться и машину облепляет стайка из 10-15 детей.

Города и деревни похожи на Турцию: грязь, базар, стройка.

30.07.2015

Карта

19-й день. Косово. Приштина - Косовская-Митровица - Печь - Призрен - Кукес (Албания)

[свернуть]

Погода нас с утра по-прежнему не баловала – было пасмурно и моросил мелкий дождь. Ни мы, ни навигатор толком не знали Приштины, поэтому в поисках интересующих нас достопримечательной долго кружили по узким запруженным улочкам, где первый этаж в каждом доме переоборудован под магазинчики.

Достопримечательностей как таковых в Приштине нет. Есть мечеть – маленькая и самая стандартная, музей Косова (который был весь в лесах), центральная пешеходная улица.

Посетили Стеллу Независимости Косова, самую старую мечеть города – их осмотрели прямо из машины. Отдельно осмотрели Храм Христа, который был освещен, а потом взорван и сожжен, но он устоял; затем его хотели переоборудовать под ночной клуб, под бар, музей АОК(Армии Освобождения Косова), снести но ООН запретил это делать. Поэтом то, что осталось от храма обнесли колючкой, и оставили под охраной военных. Но сейчас там можно пройти – военных нет, а колючка уже прилично пострадала от времени, местами просела, а то вовсе отсутствуют куски проволоки. Храм частично превращен в туалет и пристанище бомжей. Сережа ходил один, а Иринка с Максом в это время сидели в машине и за это время успели огрести немного негатива от местных, которые ходили и ворчали что-то типа «о, рус, создали нам в свое время много проблем». Впрочем, все остальное время к нам относились нейтрально.

Затем, удивились странному зданию библиотеки, которая должна символизировать знания тянущиеся к небу через колючую проволоку, проехали мимо Храма Марии Терезы и мимо Золотого Клинтона, стоящего на бульваре Билла Клинтона, но выходить не стали, а просто сделали несколько фото из машины.

В целом город произвел негативное впечатление: кривые и узкие улочки, хаотичное движение, плотная застройка, куча магазинов и брошенные как попало машины. Все это щедро разбавлено мечетями, женщинами в платках и пьющих в небольших кафешках чай мужчинами. Создается ощущение грязи и суеты.

Перед тем, как покинуть Приштину, с горем пополам отыскали американскую базу KFOR – специальную миссию NATO. Нам удалось объехать её почти по кругу и даже, вопреки запрету, сделать пару кадров, а также заснять её на видеорегистратор. Сама база обнесена тремя рядами стен с колючей проволокой + каждый объект на территории базы также имеет дополнительное ограждение. Несмотря на наличие машин, над территорией Приштины американские военные передвигаются преимущественно на вертолетах. Это – самое укрепленное и хорошо защищенное место в Косово. В непосредственной близости от базы находится правительственный квартал, точнее дип представительства США, Германии, Франции и т.д. Квартал обнесен бетонным забором и место где к нему можно подъехать в обход забора находится у центрального въезда на базу. Именно там мы и решили развернуться, чем вызвали переполох среди американских военных (это было единственное место где на легковой машине можно было въехать в посольство США, снеся всего один хиленький забор). Не смотря что Косово находится фактически под внешним управлением НАТО, американцам там не комфортно и боязно, за пределами баз мы не видели ни одного американца, хотя встречали французов, итальянцев, молдован и т.д.

Далее мы поехали в Косовскую Митровицу.

По пути заехали в пиццерию, и за соседним столиком с нами сидели те же самые KFORовцы – это к слову о том, насколько их там много. Их машины встречаются и на трассе, и в городах, и в Митровице. Кроме того, в самой Митровице ещё можно видеть многочисленных итальянских карабинеров.

В самой пиццерии к нам отнеслись очень дружелюбно, а сгусток энергии по имени Максим вызывал лишь позитивные эмоции у сотрудников. Но когда мы сели в машину, и официанты и заправщики увидели наши номера, народ в кафе перестал жевать, а заправщики перестали заправлять – все уставились на нас: российские машины здесь гости не частые, с учетом отношения косовар к России. Так что лучше по Косово ездить или без номеров или с номерами другой страны, благо тут можно купить практически любые номера.

Вскоре мы были уже в Митровице. Это разделенный на 2 части город. В северной части проживают Сербы, в Южной Албанцы. Периодически Албанцы ходят к Сербам и вспыхивают беспорядки.

На албанской стороне царит разруха, повсюду колючка, частично разрушенные здания, снуют КФОРовцы. Сам город – тот же турецкий базар, сплошная торговля всем подряд, мечети и женщины в хиджабах. Однако видно, что сюда вливаются немалые деньги, потому что идет активная стройка и восстановление города. Множество однотипных памятников АОК. Везде флаги Албании.

От сербской стороны албанскую часть отделяет небольшая речка, которую и курица вброд перейдет. Через реку лежит мост Дружбы (название не прижилось), по которому ходить можно только пешком. На мосту дежурят КФОРвцы, итальянцы. Сам мост перегорожен и перекопан. Едва мы там припарковались, тут же к нашей машине сбежалась детвора, изучать наши наклейки.

Сережа прошелся по мосту на сербскую сторону, прогулялся, пофотографировал, а по возвращении решились пообщаться с дежурящими на мосту КФОРвцами, чтоб узнать, как проехать на ту сторону на машине. На удивление, мужчины оказались на редкость общительными, кроме того, их порадовал тот факт, что на борту машины красовался флаг их страны – они были итальянцами. Пообщались с ними на тему их службы, их страны, мы вызнали у них автомобильную дорогу на другую сторону, и в конце они даже разрешили с ними сфотографироваться.

На сербской стороне, в отличие от албанской, русских любят и уважают, а нашего президента боготворят – н каждом углу портреты Путина, лозунги «Россия и Сербия едины», «Косово умри» и пр. при этом также везде царит разруха, дырки от пуль, колючка. Но, в отличие от албанской стороны, на сербской никаких восстановительных работ не ведется. Переезд на Сербскую сторону идет по перекопанному мосту, который к тому же перегорожен частично. На самом мосту сербы скручивают свои номера, если едут в албанскую часть города, а албанцы делают то же самое если едут в сербскую часть. Северное Косово де факто не зависит от властей самого Косово, и считает что Косово – это Сербия, но и Сербия не контролирует северное Косово. Получается непризнанная часть непризнанного государства. Везде висят Сербские флаги, приглашение на молебны за Косово и Метонхию. Центральный мост на северной стороне перекопан, а асфальт разобран, на случай нападения албанцев. В Северной части надписи все на кириллице, а в южной только латиница. Сербы отлично понимают русский язык, но говорят на нем плохо. Очень рады нашим номерам )))

Через узкие улицы с разрушенными домами проехали к памятнику шахтерам-партизанам, а затем по другому мосту вернулись на албанскую сторону, и отправились осматривать оставшиеся достопримечательности Косова.

Мимо города Печь проехали к городку Дечаны, где находится ещё один крупный сербский монастырь, также защищенный колючкой и охраняемый KFORом. Кроме того, монастырь обнесли дополнительным забором, а ведущей к нему дороге стоят различные посты и заграждения, не позволяющие ехать быстро или проехать крупной технике.

Здесь порядок посещения строже – KFORовцы (на этот раз молдаване) фотографируют номера нашей машины, и меняют паспорт на бейджик визитера. При этом они сперва изучают, кто ты и откуда, а затем звонят настоятелю и согласовывают с ним возможность зайти внутрь по каждому человеку. Монастырь периодически обстреливают с минометов, а также есть большая вероятность сожжения монастыря албанцами, которые уничтожили уже ни один памятник истории включенный в список ЮНЕСКО.

К счастью, сербы настроены весьма доброжелательно по отношению к русским, и нас пустили без проблем. Кроме того, настоятель провел персональную экскурсию для Сережи (мы ходили поочередно, потому что Максим к этому времени уснул в машине), и показал даже книгу, подаренную одной из наших императриц именно этому монастырю. Монастрырь очень красивый, находись он в другом месте, толп туристов было бы не избежать. После того, как мы закончили осмотр, настоятель предложил нам напитки и отдых, но мы были вынуждены отказаться, так как день клонился к вечеру, а нам надо было ещё немало проехать и посмотреть.

После Дечан мы отправились в Призрен – последний интересующий нас город в Косово. Движение в республике, в целом, весьма не быстрое, поскольку любая дорога за пределами автобана идет в одну полосу в каждую сторону, и там повсеместно встречаются различные тихоходы – фуры, трактора и пр.

На дороге неожиданно встретили огромную черепаху, размером с колесо машины. Также увидели красивый мост, построенный наверное еще при римской империи.

Когда едешь по центральной улице — все выглядит боле-менее хорошо, но стоило нам отъехать на 50 метров от основной дороги, тут же лачуги, машину обступила куча детей, за спиной у детей сожженный район городка, колючая проволока, большой контраст. В более-менее крупных городах встречаются целые кварталы, сожженные и обнесенные колючкой – здесь когда-то проживали сербы, в некоторых дворах остались машины, личные вещи, люди бежали отсюда в спешке.  Правда, судя по всему, в последнее время такие земли все чаще отдаются албанцам/косоварам под застройку. По меньшей мере так происходит в городе Призрен.

По отзывам, этот город считается самым красивым городом Косова. Таковым он, впрочем, и является, по нашей субъективной оценке. Центр весь зеленый, с пешеходной зоной вдоль набережной, а на горе возвышается крепость Каяла, с которой весь город виден, как на ладони. Правда, забраться туда сложновато. С горем пополам по круто уходящим вверх кривым улицам поднялись на половину высоты, а дальше двинулись пешком, при этом выбрав не нормальный путь, а какие-то козьи тропы.

Сама крепость выглядит весьма скудно, уцелели лишь внешние стены, а внутреннее наполнение уничтожено и сейчас площадь крепости застраивается новоделами. Зато сверху хорошо видно, что происходило с теми православными храмами, до которых добрались косовары: по пути на вершину нам встретился огороженный забором, очень красивый православный собор. С крепости же было видно, что сохранились лишь внешние стены – вся внутренняя часть сожжена. И таких храмов, соборов и монастырей по всей республике огромное количество.

Буквально в 22 км от города по обычной дороге, или в 10 км по автомагистрали находится погранпереход в Албанию. Перед ним лучше заправиться, но сделать это в самом городе Призрен, поскольку на автобане заправок нет (есть только указатели на них и место, где они будут), а на обычной дороге есть пара шайтан-заправок, к которым приближаться-то страшно, не то что заправлять там машину.

Границу прошли очень легко – на косовской стороне будочки были пустыми, а пограничник-албанец лениво полистал наши паспорта и вернул со словами «проезжайте». Печати поставил только после нашей просьбы.

На ночлег остановились в 20 км от границы, в городке Кукес, с шикарными видами на горы. Город находится на месте слияния двух рек, и около 40 лет был полностью затоплен водами водохранилища, построенного для местной ГЭС. Тот Кукес, в котором мы остановились, был позднее выстроен неподалеку от погибшего города, на небольшом плато.

01.08.2015

Карта

20-й день. Албания. Кукес -Тирана - Дурес

[свернуть]

Утро началось с большой неприятности: в 6.20 по местному времени заорала сигналка у машины. Мы сперва не предположили ничего плохого, потому что Логан стоял во внутреннем дворе гостиницы, за закрытыми воротами. Но Сережа все же решил спуститься и проверить. Оказалось – не зря. Две огромные псины, живущие на территории отеля, решили попрыгать на нашем капоте. Итог – грязь и огромные царапины по всему капоту, местами до грунтовки. Плохо говорящий на английском и совсем не говорящий на русском сотрудник отеля попытался убедить нас, что это все легко ототрется тряпочкой, потом, под нашим давлением, предложил в качестве компенсации 3 евро, которые, по факту, являлись сдачей, не данной вчера (проживание стоило 22 евро, а он взял 25, поскольку мелочи ни у кого из нас не было). Получив отказ окончательно удовлетвориться столь «щедрым» предложением, он предложил дождаться его сменщика, который неплохо владел английским. Впрочем, тот внес не на много более интересную идею – вернуть нам наши 22 евро за проживание. Когда и это нас не устроило, так как на покраску капота в родном городе мы потратим в разы больше, решено было дожидаться хозяина отеля.

К счастью, хозяин оказался адекватным человеком. Со словами «моя собака – мои проблемы» погрузился с Сережей в нашу машину и поехал в автосервис к знакомым. Там машину тщательно помыли, а капот отполировали. Пока машину приводили в порядок, на кривом английском удалось пообщаться с хозяином отеля. Оказалось, что его отец хорошо владел русским, несколько лет провел в Москве, учился у нас и даже состоял то ли в комсомоле, то ли в партии. От него же мы узнали, что за все то время, что он руководит этим отелем, мы были лишь третьими русскими, кого он видел. А когда машина была готова, в качестве бонуса хозяин отеля заменил нам перегоревшую лампочку в фаре – тут с этим строго. Полиция тормозит на трассе и в городах за не горящие лампочки или может просто проверить наличие запасной лампочки в салоне.

По возвращении в отель выяснилось, что и машину самого хозяина собаки тоже поцарапали, так что после нашей машины он погнал в тот же сервис свою, пообещав страшные кары тому из своих сотрудников, кто не доглядел за собаками.

Из-за всех этих забот из Кукеса выехали довольно поздно. Благо до Тираны – столицы Албании – здесь проложен очень живописный автобан, идущий через Балканские горы. По пути немного съехали с трассы, чтоб заскочить в город Круйя, где находится местная достопримечательность – очень красивая гора с тенистым живописным серпантином. Хотя в целом эту городу лучше видно с трассы, и особой нужды покидать автобан и лезть в город с пробками и светофорами не было.

От Круйи до Тираны автобан весьма условный – большие участки ремонта дорог, по одной полосе в каждую сторону, ограничения по скорости. Повсюду на трассе встречаются флаги Албании, Косова, Евросоюза, Германии, Италии и НАТО в различных сочетаниях.

На въезде в столицу жителей и гостей встречает огромный символ страны – черный двуглавый орел. А сразу за ним, от въезда до выезда из города, начинается огромный нескончаемый базар. Прям на улицах, практически не выходя из машины, можно купить любые продукты, одежду, стройматериалы, мотоциклы и даже шторки в ванную. Движение, как и в Косово, напряженное и очень хаотичное; из ПДД уважается только светофор, а разметка и знаки приоритета здесь, скорее всего, просто для красоты.

Исторический центр города посмотрели из машины, так как не смогли найти хоть какого-то местечка для парковки. Потолкавшись по центру с час, решили выбираться на окраину и ехать на поиски бункера диктатора и парка Джатти.

И то ли у нас были неверные координаты, то ли Навител с Том-Томом сговорились, но ни того, ни другого мы не нашли. Зато мы с лихвой намотались по полуразрушенным албанским деревушкам, бедным окраинам, дорогам без покрытий, едва живым мостам и чудовищным перевалам (с узкими дорожками без покрытия и ограждений). И что самое интересное, все это находится в поразительной близости от столицы. А албанцы нам напомнили монголов: спрашиваешь у них направление, указывая рукой в предполагаемую сторону, и они соглашаются. Даже если с интервалом в две минуты показываешь одним и тем же людям в диаметрально противоположные стороны, они все равно радостно кивают головой. Особенно запомнилась одна ситуация: мы искали дорогу, местные спросили рус?, ответили да. Из кузова машины вылез человек, который знал русский – поздоровался и на этом его знания закончились.

Джати выглядел как покинутая деревня, но в ней жили люди и немало. Вообще в Албании очень много домов выглядят очень плохо, а некоторые выглядят как брошенные коровники в РФ, но там живут люди.

Также в Албании множество бункеров, они могут быть где угодно, на пляже, во дворе дома, в поле, на горе и т.д.

Так ничего и не найдя, но зато насмотревшись местного колорита с лихвой, вернулись в Тирану. Прошедший дождь смыл с улиц торговцев и мусор, и город даже немного преобразился – стало легче дышать и передвигаться по нему. От Тираны мы проложили маршрут в Дуррес – город на море с крупнейшим в Албании портом, где у нас уже был забронирован ночлег. А поскольку от него до Тираны всего десятка три км, то до заката мы успели искупаться на море, а после заката – погулять по набережной.

02.08.2015

В отличие от косовских албанцев, здесь к россиянам жители относятся достаточно хорошо. Максимка вообще вызывает у людей только восторг и умиление, здесь его называют «машала».

В Албании валюта – lek, но обменники здесь можно найти с большим трудом. Даже в курортном городе, где мы остановились, пункты обмена валют – большая редкость, хотя тут встречаются и русские туристы, и даже американцы. Но поскольку в соседних Косово и Черногории в ходу евро, то и в Албании везде с удовольствием берут евро, но сдачу сдают в местной валюте. При этом официальный курс на момент нашего приезда составляо 140 lek за евро, но в барах, ресторанах, магазинах считают по 135 lek, что не является критичной погрешностью не в нашу пользу.

С утра мы пару часов посвятили пешей прогулке вдоль моря до местного порта, а затем — в исторической части города. Здесь нас ждало странное смешение исторической застройки, роскошных новостроек и откровенных трущоб. Например посреди амфитеатра стоит трущеба-комуналка с выбитыми окнами, в которой живут люди и бегают дети. Как смогли, осмотрели плотно застроенные магазинчиками крепостные стены и амфитеатр. Вообще, царящая здесь повсеместная торговля всем подряд на улице, а также толпы снующих цыган, несколько удручают и создают ощущение, что находишься не в исторической части курортного года, а на окраине восточного торгового городка.

В целом от Албании мы ожидали нечто большего, хотя море здесь очень ласковое, и достаточно далеко от берега мелкое, что удобно для отдыха с ребенком. Вода тут очень чистая, а прямо у берега плавают мелкие рыбешки и крабы, которые при приближении человека быстро зарываются в песок. А если заплыть подальше от берега, то можно встретить довольно крупных медуз.

Правда, и здесь снует большое количество торговцев всем подряд, и раздражают проходящие мимо цыгане и попрошайки.

Весь остаток дня мы провели на море: купались, загорали, строили замки из песка и рыли ямки. Вечером Максим сильно страдал: он весь день он носился на пляже, весь вечер бегал в догонялки с албанскими мальчишками – детьми хозяйки дома, где мы снимали комнату. В довершении всего он плотно поужинал и до икоты объелся местного – нереально сладкого – арбуза. После всего этого он лежал на полу на пледе, икал и стонал от усталости. Уложить его в этот вечер не составило труда – ребенок уснул ещё на подлете к подушке.

 

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Введите результат выражения: Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.